Сегодня существует более 20 разновидностей карточных игр: от классического «дурака» и блэкджека до покера. Однако есть развлечение, название которого мало знакомо даже постоянным любителям азарта. Речь о криббедже — английской карточной игре, известной более 350 лет. У нее довольно необычные правила и система подсчета очков. Игра криббедж сегодня популярна не только в Англии, но и за ее пределами.
В статье рассказывается об истории, правилах и стратегиях популярной в Великобритании карточной забавы.
История игры
Считается что возникновение криббеджа в Англии тесно связано с огромной популярностью «дурака», более известного в стране как «нодди». История криббеджа началась в XVI веке с автора поэм Джона Саклинга, который обожал карточные дисциплины. Английскую разновидность «дурака» — «нодди» — он очень любил, но хотел создать развлечение со сложными правилами, чтобы выигрывать больше денег у британцев. Они долго вникали в принципы и чаще всего оставались не у дел. Саклинг начал продвигать развлечение по стране и Европе, зарабатывая все больше денег.
Получалось отлично — по словам биографов, Саклинг сумел сыграть в криббедж с 300 партнерами, собрав за все время большую сумму. Более 2 500 000 фунтов стерлингов, по сегодняшним подсчетам. Со временем новое развлечение практически вытеснило «нодди».
Понимание, как играть в криббедж, приходило к картежникам не сразу. В нем до сих пор применяется доска с колышками для подсчета очков, по аналогии с настольными развлечениями. Она необходима для выявления победителя, чемпион может определиться прямо во время партии.
В 2023 году для криббеджа необязательно использовать фишки (колышки), однако английские джентльмены стремятся отдать дань традициям и не используют телефоны. С момента создания счетная доска стала для умельцев площадкой для творчества — они изготавливали деревянные изделия с популярными для того времени орнаментами в стиле своей культуры.
Правила игры в криббедж
В стандартных правилах присутствуют колода из 52 карт без джокеров и доска с колышками. Принимают участие от 2 до 4 человек, побеждает тот, кто наберет 121 очко. На счетной доске сделано ровно столько же отверстий. В них участники переставляют фишку после каждого хода. Вместо доски можно использовать лист бумаги для записывания или смартфон.
В статье новички узнают о современном развлечении из 6 карт, хотя Джон Саклинг изначально придумал формат из 5.
Основные правила:
- В партии раздающий называется дилером, он меняется каждый ход.
- Всем участникам раздается по 6 карт (в стандартной версии), 2 из которых сбрасываются в криб.
- Его использовать в партии может только дилер, задача соперников — собирать комбинации из 2-5 карт и зарабатывать очки.
- Каждый этап завершается после набора игроками 31 в сумме либо в ситуации, когда противник не сможет положить карту, не превышающую данное число.
- Тот, кто не сумел собрать нужную сумму, объявляет «проход» — соперник получает право на дополнительный балл.
- Побеждает тот, кто первым смог достичь в розыгрыше отметки в 121 очко.
Комбинации карт
Чтобы набирать баллы, игроки в каждом ходе составляют карточные комбинации. Начинает партию дилер (раздающий). Туз принимается как 1 балл. Он составляет комбинации только с двойкой и тройкой, а не с королем и дамой. Остальные «картинки» и десятка дают 10 пунктов, числовые карты соответствуют достоинству. Максимальное количество очков за 1 комбинацию — 29, это идеальная рука с четырьмя пятерками и одним валетом.
Очки суммируются с использованием своих и чужих карт, в ходе партии номиналы (максимум 9 баллов) учитываются для сбора 31. При подсчете имеют значение только комбинации.
До начала
Перед стартом определяется тот, кто начнет игру. Каждый «срезает» колоду, не вытаскивая, показывает сопернику. У кого номинал меньше, тот становится дилером. Все получают по 6 карт, 2 из них отправляются в хранилище — криб (отсюда и пошло название развлечения). Это слово переводится как «ясли». Все партии «хранилища» принадлежат дилеру, это дает ему преимущество. Сопернику наличие криба компенсируется 3 очками перед началом партии.
Далее раздающий «срезает» колоду, а противник достает одну карту на этот раунд. В игре криббедж стартовая рука называется «дикой», она имеет значение только при выпадении валета. За него оппонент получает 2 балла в виде «каблуков» или «его милости». Каждая партия включает несколько этапов.
В криббедже важно вовремя подсчитывать баллы. Они начисляются по стартовой карте, в ходе розыгрыша, двух этапов показа (рук и криба). Можно собрать максимальное количество комбинаций за раунд, ограничений нет.
Розыгрыш
Все участники выкладывают на стол по одной карте, начинает любой, кроме дилера. Масть не важна, только номинал. Для удобства вслух называют общую сумму очков. Если последний ход принес 31 балл, карты сбрасываются и начинается новый этап розыгрыша. То же самое случается, когда никто из оппонентов не может следующим ходом не перебить сумму в тридцать одно. Партия длится, пока руки соперников не окажутся пустыми.
2 балла забирает тот, чье действие позволило закрыть 31, один зарабатывается за последний ход в раздаче. Стоит напомнить систему расчета баллов:
- Туз — 1.
- Десятка, валет, дама, король — 10.
- Остальные — согласно номиналу (девятка — 9, восьмерка — 8 и т.д.).
Показ
Когда карт на руках не осталось, начинается этап показа. Производится подсчет баллов за комбинации, далее дилер открывает криб и начисляет себе очки на доску. Раздающий использует только отобранные карты вместе со стартовой.
Подсчет очков
Каждый полученный балл отображается на доске, первым начинает соперник дилера. Если он успел дойти до заветного 121 балла раньше, то побеждает в игре криббедж, даже если у раздающего из комбинаций будет в разы больше очков.
Таблица для подсчета результатов.
Сочетание | Результат на доске (баллы) |
---|---|
Последний ход в раздаче | 1 |
Валет, совпадающий по масти со стартовой рукой | 1 |
Завершение суммы в 31 | 2 |
Комбинация «пятнадцать»: 15 очков за 2 карты | |
Пара | |
Тройка («королевская пара») | 6 |
4 или 5 одномастных номиналов | 4 или 5 |
Последовательность | От 3 до 6 |
4 карты одинакового ранга от туза до 7 («двойная королевская пара») | 12 |
Идеальная рука — четыре пятерки вместе со стартовой и любой валет | 29 |
Специальная игровая доска
В 2023 году вариантов внешнего вида доски много, но основных все же 2:
- Стандартная прямоугольная с 60 отверстиями и возможностью обратного хода до 121 балла. Она пришла из первоначальной версии игры, в которой для победы достаточно было набрать 61 балл.
- Доска в виде цифры 29 — максимального количества очков за одну комбинацию. В таком дизайне присутствует изображение «идеальной руки» — 4 пятерки и 1 валет.
Доска обычно изготовлена из дерева, дизайн фишек (колышек) допускается любой, размеры игрового поля зависят от количества участников.
Разновидности криббеджа
Как и во многих карточных развлечениях, помимо классической версии существует более четырех разновидностей. Стоит выделить три, правила которых различаются не столь кардинально.
С торгами
Вариант игры с торгами подразумевает борьбу за криб. Соперники вместе с дилером предлагают свои ставки в виде баллов за то, кому достанется право первого хода и показа. Тот, кто перебил цену оппонента, забирает криб и начинает партию. Однако из его счета отнимается сделанная ставка в баллах. В остальном правила игры в криббедж с торгами не отличаются от классических.
На шести или семи картах
При игре с 5 номиналами в «ясли» сбрасывают одну карту вместо двух. Победителю достаточно набрать 61 балл. Другие пункты правил не меняются. В семикарточной версии всем раздают 7 рубашек вместо 6, причем в криб автоматически ложится еще одна. Обычно сбрасывается 2 номинала, победителю нужно набрать 151 балл.
Для четверых
Версия для четверых пользователей начинается с раздачи 5 карт и сброса 1 из них в «хранилище». При этом все партии ведутся по классическому формату — до 121 очка.
Лучшие онлайн-казино
Игра со стратегиями
В британском развлечении результат мало зависит от удачи. Поэтому игру не относят к азартным, ее нельзя найти даже в честном онлайн казино. Для победы нужно не только понимать принципы, но и следовать стратегиям. Вот несколько основных:
- Стоит быстрее сбрасывать в криб пятерки и тузы. Первые отправляют в «хранилище», чтобы не позволить сопернику собрать «идеальную руку», вторые дают минимальное количество очков.
- Оставлять при себе стоит комбинации, дающие 11 баллов, чтобы с помощью картинок быстрее собрать 31.
- Первый ход лучше начинать с номиналом от 2 до 4, тогда у противника не будет возможности набрать 15 и получить 2 очка.
- В криб не стоит сбрасывать готовые пары, это даст дилеру шансы на сбор тройки и других крупных комбинаций.
Советы игрокам
Криббедж — игра достаточно сложная, требующая внимательного изучения. Несколько советов новичкам:
- Перед началом стоит прочитать правила на русском языке, английские версии могут отличаться по терминам.
- При старте в 3 и более раунд начинается с того игрока, который сидит слева от дилера, ход передается по часовой стрелке.
- После получения лучше просчитать возможные комбинации и скинуть в криб непарные номиналы.
- Переставлять фишку стоит сразу после получения очков, чтобы потом не забыть о ней в ходе показа.